Главная » Файлы » Налимов В.В.

Вероятностная модель языка

Ссылка на книгу: http://www.klex.ru/646

Оставаясь на позициях кибернетики, мы рассматриваем язык как некоторый организм, полагая, что возникнув под влиянием определенных (может быть, еще далеко не понятых нами, тем более в деталях) причин, он продолжает самостоятельно развиваться, проходя свой, специфичный путь эволюции и оказывая подчас решающее влияние на иерархически выше стоящие системы, скажем на мышление человека

Д. Гартли (1705-1757 английский философ-материалист, врач и психолог) Поскольку слова могут быть сравнены с буквами, употребляемыми в алгебре, сам язык можно назвать одним из видов алгебры, и наоборот, алгебра есть не что иное, как язык, который особым образом приспособлен к обьяснению величин всех родов…И вот, если все относящееся к языку имеет что-либо аналогичное в алгебре, то можно надеяться обьяснить трудности, возникающие в теории языка, при посредстве соответствующих конкретных положений алгебры, в которой все ясно и признано всеми, кто сделал ее предметом своего изучения

Исторически представление о метаязыке впервые возникло в Древней Индии. В работах индийских ученых того времени использовался особый грамматический язык для описания санскрита (см., например, статью Язык. А.Г. Спиркин. 1970. Философская энциклопедия)

Нам известно слово - кодовое обозначение смыслового поля и некое неясное описание этого поля, данное через другие, такие же кодовые обозначения. Все многообразие смыслового содержания остается скрытым - оно выявляется только через потенциальную возможность построения безграничного набора фраз. Континуальное смысловое содержание, стоящее за дискретными символами языка, оказывается принципиально неизмеримым. Нам доступны отдельные фрагменты, возникающие у нас при интерпретации тех или иных фраз

Можно задать вопрос - как можно представить себе механизм, с помощью которого человек подключается к непрерывным потокам образов? Можно думать, что механизм континуальнеого мышления носит диалоговый характер в отличии от рефлективного логического мышления, за который должен быть ответственен механизм дискретного устройства (последний должен допускать существование биологических носителей дискретных знаков некоторого аналога носителей генетического языка). Человек в каком-то глубоком смысле мыслит всем своим телом...


Всего комментариев: 0
avatar